Как зарождались неформальные субкультуры в России
Давно я не встречал на улицах представителей каких-либо субкультур, а ведь ещё лет десять назад молодёжных течений было крайне много. Люди объединялись в своего рода племена со своими нравами, музыкальными вкусами, поведенческими признаками и стилем одежды. Спустя внушительное количество времени, когда сознание целого поколения успело поменяться, а на смену приходят более свежие тренды, хотелось бы рассказать, как неформальные традиции добрались до России.
Благодаря деятельности вестников с голубых экранов у телезрителя зачастую складывалось ошибочное мнение по поводу неформальных «структур». Как правило, их повествование о субкультурах ограничивалось перечислением стереотипов и клише, которые, хоть и являлись основными приметами молодёжи, не отражали саму суть течений. Приведу цитату из типичного сюжета о готах времён середины нулевых:
«Бледное лицо и кровавые губы. Безжалостное, проклятое богом существо с холодным блеском в глазах. Но сегодня вампиры — это не просто фантазия, а новая мода. <...> Они не скрывают, летучие мыши им нравятся куда больше, чем бабочки. Люди в чёрном, они и сами похожи на вампиров из сказки».
Печатные издания также не далеко ушли по содержанию от своих телевизионных коллег.
Ситуация потихоньку стала выравниваться, когда в 2005-м появился телеканал A-One. И это было настоящим событием в элитарном мире неформалов тех лет. Канал был мультиформатен по отношению к набирающей популярность альтернативной рок-музыке. Благодаря ему мы смогли открыть для себя мир не только зарубежной сцены, но и быть в курсе того, что творилось в нашем андеграунде.
Промо ролик A-ONE 2006 год
-
Как зарождались неформальные субкультуры в России
Читайте также
По мере приобретения популярности гостями телеэфиров становились и те группы, которые имели мало чего общего с подростковым пониманием о том, как должна звучать «трушная» альтернативная музыка. В их числе «Алиса», «Король и Шут», «Би-2», «Ария» и множество других мэтров отечественной рок-музыки, которые в первую очередь ассоциировались с радиостанцией на букву Н.
Однако СМИ не являлись тем самым толчком в возникновении и популяризации субкультур. Они, скорее, могли побудить интерес к этой теме, информацию о которой было сложно найти даже в отечественном сегменте интернета.
Альтернативный рок и связанные с ним субкультуры стали зарождаться в конце 1980-х годов, а современные очертания сформировались к концу 90-х. Советские представители андеграунда по своему содержанию и посылу ничем не отличались от более именитых представителей русского рока. Единственное, что их отличало, это наличие более бунтарских замашек и склонность к музыкальным экспериментам. Такие группы, как «Звуки Му», «Поп-механика», «АукцЫон», а чуть позже и «Мумий Тролль», «Ногу Свело!» и «Агата Кристи» демонстрировали иное видение в исполнении рока, подмешивая к классическому набору инструментов звучание, добытое из аналоговых синтезаторов. Больше всего в этом направлении отличились представители Свердловского Рок-клуба.
Актуальность рок-клубов пропала с развалом СССР, и вплоть до середины 90-х особого развития отечественной альтернативной музыки не было. Тем не менее появлялись новые имена и коллективы, которые экспериментировали с жанрами, и им нужно было место для того, чтобы показать своё творчество зрителю. В Санкт-Петербурге открылся клуб «Там-Там», на сцене которого выступали «Джан Ку», «Кирпичи», Tequilajazzz, «Химера» и «ПТВП», которых можно назвать пионерами российского альтернативного рока, если отбросить советский период.
Король и Шут Концерт в клубе Там Там 3 12 1994
Среди московских первооткрывателей альтернативной музыки можно отметить I.F.K., «МЭD DОГ», «Небо здесь» и «7расу», в звучании которых нашлось место и для утяжеления, характерного для ню-метала.
Ну а, пожалуй, самым важным периодом в становлении андеграундной музыки стали нулевые. Множество появившихся групп того времени окончательно ушли от традиций русского рока. На первое место стала выходить музыка, а не текст. Музыкальные эксперименты довели исполнителей до смешения металла и рэпа, индастриала и психоделики, появились первые признаки эмо-музыки и различных жанров с приставкой -core. Уже на старте своей карьеры многие могли похвастаться звучанием, которое можно условно назвать коммерческим. Не меньшую гордость вызывал тот факт, что наши молодые группы стали сотрудничать с зарубежными звукорежиссёрами и студиями.
Доступность музыки с точки зрения потребления и восприятия способствовала привлечению внимания со стороны молодых людей, которые зачастую были ровесниками своих кумиров. «Слот», Amatory, «Психея», Tracktor Bowling, Jane Air и многие другие стали голосом своего поколения, которое формировало основную массу субкультурного движения тех лет. Тогда они называли себя не иначе как альтернативщики, которым было чуждо то, что было в музыкальной истории раньше.
СЛОТ — Old School (Live)
Первыми советскими субкультурами принято считать неформальные молодёжные объединения, сформированные в СССР в эпоху развития некоммерческой музыки. Высокая степень изоляции от внешнего мира стала причиной появления искажённых форм тех или иных движений с оттенком самобытности. Одной из главных причин зарождения культурных бунтарей 80-х была попытка отойти от идеологии, которая навязывалась молодёжи в учебных заведениях, на телевидении, радио и прочих каналах, контролируемых цензурой.
В 1985 году был взят курс на Перестройку, а осмелевшие неформалы наконец-то вышли из подъездов на улицы. Длинные волосы и ирокезы, рваная одежда и заклепки, фенечки и татуировки становились пусть пока ещё не привычным, но порядком вещей. Борьба самоутверждений привела к появлению нового мировоззрения, вкусов и образа жизни. Примером для подражания в большинстве случаев были музыканты тех лет, которые зачастую выступали не в качестве лидеров той или иной субкультуры, а скорее были некими демонстрационными образцами того, как нужно одеваться и какую эмоцию проявлять. Их песни резонировали с духом перемен и началом формирования альтернативного мышления.
С развалом СССР актуальность народного молодёжного бунта потеряла свой изначальный смысл. 90-е можно охарактеризовать как эпоху появления многочисленных подражателей субкультурных масс. Принадлежность к той или иной неформальной тусовке носила скорее показной характер и не была связана с философией и идейной составляющей различных движений. Пожалуй, за исключением панков, чья мораль выстраивалась вокруг их отношения к властям и социальному обществу.
Идеология также была важна для хиппи, чьё стремление к свободе является основополагающей поведенческой приметой. Отказавшись от чётко сформулированного устава образа жизни, они отличались от остальных субкультур, где имелся свой порог элитарности.
Металлисты были и остаются одной из самой миролюбивых субкультур. Их деятельность во многом ограничена посещением концертов любимых групп, соблюдением характерного дресс-кода, а на начальных этапах своего существования им было присуще отрицание всех других направлений музыки, кроме металла и связанных с ним жанров. По мере разрастания российского интернета они облюбовали различные форумы, а позже переехали в социальные сети.
Готическая субкультура активно стала формироваться в России в середине 90-х годов. Несмотря на то, что её ставят в один ряд с другими неформальными культурами, она не отличается своей массовостью. Однако локальные готические сообщества представлены во многих крупных городах. Наиболее популярными местами для сбора любителей мрачных материй были парки, заброшенные пустыри и кладбища.
Так уж получилось, что субкультура эмо возникла параллельно с развитием и доступностью интернета в России. Появившись в начале 2000-х, она сразу стала объектом пристального внимания не только со стороны СМИ, но и подростков, которые в основном и были представителями культуры. Изначально их мировоззрение строилось вокруг депрессии, уныния и склонности к суициду, из-за чего их часто путали с готами. Можно даже вспомнить один из законопроектов, направленных на воспитание духовной нравственности среди молодёжи, дискредитирующий эмо и готов, который в итоге всё же был отклонен. Кто-то хотел быть эмо, кто-то хотел быть просто похожим на эмо, кто-то их просто ненавидел. Это одна из тех субкультур, которая не оставляла людей равнодушными, а разговоры о значимости их в социальной среде вызывали множество споров как от радикальных противников, так и от сторонников эмо.
А есть ещё одна субкультура, которая по факту таковой и не являлась. Речь про «альтернативщиков». Достаточно было посетить какой-нибудь фестиваль или концерт, где выступали группы, исполняющие альтернативный рок в самых разных его проявлениях. Отсутствие каких-либо границ для вхождения в отряд альтернативщиков делали субкультуру мультиформатной. С одновременным успехом в неё входили панки, эмо, позеры, готы, металлисты и прочие представители молодёжных движений.
Сегодня субкультуры потеряли свою очевидность. Самым последним и недолговечным проявлением неформального молодёжного течения стали хипстеры, которые по сути являлись переосмыслением советских стиляг. Большинство течений нашли свою обитель в интернете и внешне они мало чем отличаются от среднестатистического человека. Безусловно, и сейчас можно найти современных эмо или готов, но это стало уже обыденным явлением, не вызывающим каких-либо вопросов на тему выбора имиджа или свободы мышления.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!