Выше или быстрее?
Christian Louboutin
Больше функциональности
Украинская авиакомпания SkyUp в партнерстве с локальными брендами представила обновленную форму для стюардесс, состоящую из свободного брючного костюма и кроссовок — в противовес традиционному облегающему варианту с юбкой и классическими туфлями. Новшество вызвало массу обсуждений в социальных сетях: нашлись те, кто считал, что униформа «лишилась привычного лоска», но большинство все же сходилось во мнении, что такой комплект выглядит куда более уместно и современно.
Эволюция форменной одежды, особенно в сегменте униформы для женщин, пока крайне нетороплива. Если униформу не обновлять, в ней остается все больше фетиша и все меньше функциональности. И наличие каблуков там, где можно было бы внедрить более удобную, с технологичным дизайном и ортопедической начинкой обувь (например, в униформе стюардесс, проводниц, женщин-полицейских), это подтверждает.
Униформа SkyUp
Между тем запрос на комфортную обувь растет с повышенной скоростью. Знаменитые сандалии Crocs, которые чаще всего встречаются в гардеробе детей и врачей, поскольку их легко надевать и снимать, можно мыть в стиральной машине и ноги в них не устают, били рекорды продаж во втором квартале 2021 года. Выручка компании в этот период выросла на 93,3%. Crocs расширяет аудиторию и совершенствует свой имидж благодаря многочисленным коллаборациям со знаменитостями и известными брендами, что позволяет ему шагнуть с территории специфической обуви в категорию fashion. Похожая ситуация сложилась несколько лет назад с «уродливыми» кроссовками, когда они возникли в кутюрных (что само по себе прецедент) коллекциях Christian Dior и Chanel, после чего дизайнерские версии сникеров начали выпускать буквально все.
Ирина Максимова, директор по развитию ключевых категорий Lamoda
Одним из главных летних трендов на рынке обуви в этом году стали сабо. Многие крупные бренды добавили их в свой ассортимент, и клиенты стали активнее покупать эту обувь. Росту продаж сабо также способствовал очередной всплеск популярности Crocs, а продажи специальных аксессуаров для этой культовой обуви (джиббитсов) выросли в 7 раз. Любителям бренда запомнилась капсула Crocs x Little Big — на Lamoda ее раскупили за считаные часы.
На протяжении всей первой половины 2021 года самой популярной у россиян оставалась спортивная обувь. С наступлением весны спрос на кроссовки вырос почти в 2 раза, а на кеды — в 2,5 раза. При этом популярность кед выросла по сравнению с прошлым годом. Активнее всего россияне покупали кроссовки и кеды adidas Originals, Reebok Classic, Nike и Vans.
Продажи обуви на каблуке в первом полугодии несколько снизились по сравнению с прошлогодним уровнем. Покупатели продолжают отдавать предпочтение удобной обуви, то есть тренд, наметившийся в начале пандемии, сохраняется.
Crocs x Little Big
Удобство прежде всего
Обувь на каблуке стремительно исчезает из женского гардероба. Причин тому несколько. Во-первых, это тренд активного образа жизни — многие увлекаются различным видами спорта, переходят на комфортный стиль в городе, и после долгого ношения кроссовок уже не так-то просто снова встать на каблук. Во-вторых, пандемия у многих отменила обязательное посещение офиса, а значит, и офисный дресс-код, который в своем классическом прочтении и без того устарел. Третья причина — развитие инфраструктуры городов с растущей популярностью средств индивидуальной мобильности — велосипедов, самокатов. Улучшение качества городских пространств стимулирует интерес к пешим прогулкам, а усиление информированности о здоровом образе жизни побуждает женщин внимательно относиться к выбору обуви.
Вот что говорят те, кто практически отказался от обуви на каблуке: «ношу каблук раза два-три в год, предпочитаю удобную обувь для пеших передвижений ежедневно, а на каблуках 10 000 шагов не пройдешь»; «на постоянной основе предпочитаю кроссовки — плоская подошва с легким подъемом и ортопедическая стелька, которая служит моей пояснице»; «с тех пор как кеды и кроссовки плотно вошли в нашу жизнь, ношу только обувь без каблука или на совсем небольшом»; «в последние несколько лет я поменяла свое отношение к каблукам и теперь ношу удобную обувь на плоской подошве или с небольшим каблуком 2–3 см»; «не вспомню, когда последний раз надевала, у меня специфический образ жизни без условных поводов для каблуков».
Дополнительно в список отказа от «возвышающей» обуви можно внести и новый бэби-бум: сегодня многие женщины, обзаводясь двумя-тремя детьми, продолжают работать и вести динамичный образ жизни, в который неудобные, но красивые туфли просто не вписываются.
Christian Dior
Технологичность и эстетика
Среди 20-летних много девушек, не надевавших обувь на каблуке ни разу в жизни и даже для школьных выпускных выбравших кеды или балетки. Для этого поколения одежда и обувь — не способ украсить себя, а элемент самоидентификации, некая униформа их сообщества. Бренд кроссовок для них порой важнее, чем то, как выглядит в них нога, не утяжеляют ли они силуэт. Можно предположить, что повзрослев и задумавшись о более элегантных стилевых решениях, эта аудитория не пожелает жертвовать комфортом, к которому привыкла.
С оглядкой и на новое поколение, и на покупательниц с более традиционными взглядами работают бренды, поставившие перед собой задачу объединить классический женственный дизайн и почти спортивное удобство. В России пионером такого подхода стала марка N.early N.aked, авторы которой тщательно изучили устройство обуви для спортивных бальных танцев и сделали по соответствующей технологии повседневные и нарядные туфли-лодочки. «Мы разработали базовые лодочки на основе танцевальной конструкции, с выверенной, комплиментарной ноге, формой, — рассказывает основательница N.early N.aked Ирина Левченко-Кукшева. — Они повторяют естественные движения стопы, не дают ногам отекать. Лодочки — это как правильно подобранный костюм, который позволяет быстро создать образ, не тратя время на сборы. Кстати, о костюмах — в последнее время актуальны жакеты оверсайз, брюки расслабленного кроя, жилеты. Все это адаптировано к требованиям времени — ровно то же самое должно происходить и с обувью. Девушкам, которые ведут активный образ жизни и с трудом переобуваются из кед во что-то другое, нужна достойная альтернатива».
N.early N.aked
Другой пример — английский устойчивый бренд VIVAIA, который создает свою обувь при помощи 3D-технологий и бесшовного вязания. Все туфли, ботильоны и сапожки эластичные, легкие, имеют изящный внешний вид и при этом подходят для разных конфигураций стопы, в том числе для широкой. А еще, как уверяет производитель, их можно стирать в стиральной машине.
Валерий Прокопьев, руководитель пресс-службы Wildberries
По итогам 2020 года по числу покупок на Wildberries в категории «обувь» лидировали кроссовки (средняя цена покупки — 2160 руб.), ботинки (ок. 2955 руб.), сандалии (ок. 1429 руб.), кеды (ок. 1871 руб.) и туфли (ок. 1974 руб.). В первом квартале 2021 года торговля обувью на маркетплейсе выросла на 13%. По продажам в штуках лидировали женские текстильные кроссовки для бега, белые женские биркенштоки, а также женские демисезонные ботинки из натуральной кожи.
VIVAIA
От женственности до жертвенности
Многие из респонденток, принявших участие в опросе при подготовке этой статьи, признались, что последний раз надевали каблуки полтора-два года назад, до локдаунов, и чаще всего — по особым случаям. Кто-то действительно распрощался с женственной обувью — возможно, навсегда — в период пандемии, кто-то отложил ее до лучших времен, но есть и те, кто не спешит убирать каблуки из своего гардероба. Женщины отмечали, что из-за российских погодных реалий носят туфли на каблуках преимущественно весной и летом: «они дают иное ощущение в теле», «так я чувствую себя увереннее», «на плоской подошве и в кроссовках ноги устают больше».
При этом можно заметить глобальное переосмысление взаимоотношений женщин с каблуками: «дресс-кода нет, ношу, когда самой захочется»; «страсть к каблукам исключительная, с жертвенностью и ритуальностью надеваю лодочки туда, где я смогу в них красиво посидеть — никаких музеев и пеших прогулок»; «ношу, но исключительно как фетиш, на свидания, не предполагающие прогулок»; «я иногда хочу туфли на каблуках, однажды купила новую пару именно потому, что хочу, и не надела ни разу».
Сегодня женщины не готовы терпеть неудобства ради того, чтобы выглядеть эффектно и кому-то нравиться, и покупают обувь на каблуке не из-за давления общества или моды, а по собственному выбору.
Источник: profashion.ru