Театр и нации: чем удивила Александринка в Бурятии

Театр и нации: чем удивила Александринка в Бурятии

Фото: where.ru Читать iz.ru в

Подколесин на коньках. Клеон на трибуне. Степан Разин в раздумьях. А также актерские песни, благословение богов и спектакли-кочевники. В Улан-Удэ завершились дни Александринского театра. «Известия», побывав в столице Бурятии, убедились, что прославленный коллектив продолжает движение на восток, объединяет культуры и находит новые форматы.

Два зайца

Александринский театр приехал в столицу Бурятии впервые в своей 267-летней истории и одним выстрелом убил двух зайцев. С одной стороны, визит прошел в рамках «Больших гастролей» всероссийского проекта Росконцерта и Минкультуры, с другой — спектакли и сопутствующая им образовательная программа вписаны в концепцию Ассоциации национальных театров России (АНТ), флагманом которой выступает Александринка.

— Дни Александринского театра в Бурятии — еще один шаг АНТ на пути обустройства нашего многонационального культурного пространства, — рассказал «Известиям» худрук Александринки и председатель совета АНТ Валерий Фокин. — Буквально год назад ассоциация была создана, и сегодня можно констатировать, что всё задуманное — творческое сотрудничество, обмен опытом, обучение, гастроли, — словом, всё, что способствует выявлению мощного театрального потенциала России, не осталось на словах, работает.

Фото: Пресс-служба Александринского театра/Владимир ПостновГосударственный Бурятский академический театр драмы им. Хоца Намсараева

Худрук счел символичным, что очередной этап большого диалога национальных театров принимает Бурятия: республика в этом году отмечает 100-летие, а самобытнейший Бурятский академический театр драмы имени Хоца Намсараева (ГБАТД) выступает в авангарде всех событий АНТ.

Кроме того, между Бурятским театром и Санкт-Петербургом, а именно Театральным институтом на Моховой, существует прямая связь. Начиная с 1950-х годов и до сегодняшнего дня в театре служили и служат четыре поколения выпускников актерских студий из Северной столицы.

Фото: Пресс-служба Александринского театра/Владимир ПостновПриезд актеров театра в Улан-Удэ

Худрук Бурятской драмы Саян Жамбалов связал приезд коллег с добрыми силами природы.

— В Улан-Удэ идет дождь. А у нас говорят, когда дело начинается с дождя, это означает, что небо и духи ему радуются, землю для него очищают и оживляют, — заметил он. — Мы, конечно, чувствуем огромную ответственность, принимая такой серьезный театр, поэтому на всякий случай договорились с духами, чтобы они встретили наших людей как своих.

В шутке худрука обнаружилась доля правды. Спектакли Александринки действительно оказались «родными» для местных сцен Бурятской и Русской драмы. Директор Александринского театра Сергей Емельянов подтвердил, что всё было сыграно на местном оборудовании, серьезная адаптация не потребовалась.

Материнский капитан: в московских театрах летали на хинкали и мололи чепуху Близкие люди

Для знакомства театр предложил три очень разные постановки. Открыл гастроли «Демагог» драматурга Кирилла Фокина и режиссера Хуго Эрикссена. Тему молодые авторы выбрали старинную, даже древнюю. В основе сюжета «Демагога» — вереница политических интриг в Афинах в V веке до н.э.

Главная мысль — бремя власти тяжело и неблагодарно, а те, кто кошмарит правителя, могут попробовать встать у руля и убедиться в этом сами.

Фото: Пресс-служба Александринского театра/Владимир ПостновАктеры на сцене театра после спектакля «Женитьба»

Искрометную «Женитьбу» обычно приветствуют стоя, долго, бурно, и Театр русской драмы, где она была показана, не стал исключением. Спектакль по пьесе Гоголя — часть программы «Новая жизнь традиции». Традиция давняя: впервые «Женитьбу» поставили на александринской сцене в 1842 году, и спустя 180 с лишком лет она, по словам Валерия Фокина, продолжает оставаться одной из черт художественной физиономии Александринки.

Вместе сила: Малый с Луганском, Большой с Бенуа, Малевич с Третьяковкой

Худрук-режиссер отретушировал физиономию в отчасти хулиганской (персонажи разъезжают на коньках), но в целом традиционной манере, сохранив главное богатство Гоголя — изумительную русскую речь, которой так филигранно владеют александринские актеры.

Фото: Пресс-служба Александринского театра/Владимир ПостновСергей Паршин в моноспектакле «Охота жить!»

Народный артист России Сергей Паршин стал героем моноспектакля «Охота жить!» В основу его легли сказы Степана Писахова, дневниковые записи Бориса Шергина, фрагменты из романов Михаила Шолохова («Они сражались за Родину») и Василия Шукшина («Я пришел дать вам волю»), а также народные песни.

В Александринке моноспектакль идет в роскошном Царском фойе лицом к лицу со зрителем. Казалось, с расширением пространства (играли на сцене Бурятской драмы) доверительность подачи ослабнет, но нет. Благодаря мастерству актера спектакль сохранил и камерность формата, и искренность общения с близкими собеседниками.

— Я первый раз в Улан-Удэ, — обратился Сергей Паршин к зрителям после спектакля, — но у меня такое ощущение, что я здесь часто бывал и хорошо с вами знаком.

Хочу и буду: Тарковский в прокате, Эйфман в Кремле, Александринка в МХТ Пой и дыши

Александринский театр развернулся на восток не только с гастролями, но и с образовательными программами Национальной театральной школы, еще одного детища АНТ.

В столицу Бурятии это уже второй заход — первый состоялся в ноябре 2022 года. На этот раз школа прошла в формате тренингов александринских специалистов.

Режиссер Антон Оконешников собрал интересующихся на мастер-класс «Национальные театры: Опыт копродукции на примере проекта «Другая сцена».

Фото: Пресс-служба Александринского театра/Владимир ПостновАнтон Оконешников на мастер-классе

Иван Благодер, один из известнейших в стране педагогов по актерскому вокалу, представил музыкальный мастер-класс.
Актер Николай Белин познакомил коллег с методом Теодороса Терзопулоса. У знаменитого режиссера есть своя авторская пластическая и дыхательная система, на основе которой в Александринке сделано несколько спектаклей.

Добавлю, что система Терзопулоса хороша не только для актеров, но и для обычных зрителей: нормализует дыхание, успокаивает и гармонизирует.

Венцом образовательной программы стал мастер-класс Валерия Фокина. Названия ему давать не стали: Валерий Владимирович сам по себе человек-театр. Разговор шел обо всем — начиная с уместности обнаженки на сцене и заканчивая репертуаром школьных театров.

Фото: Пресс-служба Александринского театра/Владимир ПостновВалерий Фокин на мастер-классе

Оценивая образовательные события, худрук был строг к себе и коллегам.

— Конечно, это коротко, времени мало, — посетовал он. — Мастер-класс на самом деле не может проходить за два часа. Даже за три. Мастер-класс — это когда ты в течение нескольких хотя бы дней над чем-то работаешь с определенной группой людей. Ну, к примеру, если ты режиссер, анализируешь, разбираешь тексты.

Магистральный Транссиб: бурятский фолк-рок, скрипичная премьера и юбилей Рахманинова

Тем не менее, по словам худрука, определенный импульс эти мероприятия дали. Смогли, так сказать, помочь, направить. В частности, в руку оказался музыкальный мастер-класс — в бурятской культуре эта сторона актерской одаренности очень важна.

Фото: Пресс-служба Александринского театра/Владимир ПостновВалерий Фокин на мастер-классе

А самым интересным в сотрудничестве театров Валерий Фокин считает копродукцию, когда соединяются разные языки и культуры.

— Сейчас мы обсуждаем проект «Фестиваль в юрте», — поделился он. — Смысл его в том, что фестиваль будет кочевать. Зацепит Бурятию, Башкирию, Якутию. Пять или шесть городов, театры которых имеют желание и у которых это в традиции.
У александринцев есть удачные примеры копродукции в интернет-пространстве, но живое общение, конечно, ценнее.

Сроков реализации проекта Валерий Владимирович не назвал, но, учитывая энергетический запал лидера АНТ, ждать осталось недолго.

Источник: iz.ru